Главная / Задания по информатике / Группа А / Задание 4б / Задание 4. Советы учителям и ученикам

Задание 4. Советы учителям и ученикам

1 . Какие знания/умения/навыки нужны ученику, чтобы решить эту задачу

            Задачу можно решить на основании здравого смысла и умения рассуждать. При решении может помочь знакомство с устройством реляционных баз данных. В частности, то, что каждая её таблица описывает определенное отношение. Кроме того, должна быть ясна роль ключевого поля (синонимы: идентификатор, первичный ключ, поле ID).

             2.Рекомендации для учителей: как разбирать задачу с учениками

            Эти рекомендации – не догма, а попытка сделать выводы из собственного опыта. Ждем комментариев и Ваших рекомендаций.

А. Сильные ученики.

1. Скорее всего, они и так решат эту задачу.

2. Полезно разобрать эту задачу и дать самостоятельно порешать подобнын задачи (см. ниже).

3. [вне связи с ЕГЭ] Эта задача – хороший повод, чтобы обсудить с учениками различные вопросы, связанные с базами данных:

1) можно обсудить проблемы противоречивости (избыточности), целостности и полноты информации, хранимой в реляционных БД.

2) базу из задания можно рассматривать как хороший пример формальной информационной модели.

3) можно сделать  акцент на том, что в данном случае, иерархическая структура представляется в табличном виде, рассказать о представлении таблиц графами и графов – таблицами.

   Б. Не столь сильные ученики.

1) "Одноходовки"          Первая (и главная) цель – помочь ученику освоить формат таблиц реляционной базы данных, включая использование ключевого поля (синонимы: идентификатор, поле ID). К этой цели ведут много путей. Можно начать с ответов на простые («одноходовые») вопросы.

А. Вопросы, не требующие использования таблицы 2.    Например:

1) какой пол у Петренко Н.Н.?

2) сколько в таблице лиц женского пола?

3) у кого из лиц мужского пола самая короткая фамилия?

Попросите учеников придумать какой нибудь вопрос, на который можно получить ответ с помощью таблицы 1, не используя таблицу 2.

Мысль (хорошо, но не обязательно, если ученики ее сформулируют сами): в таблице 1 нет сведений о связях между людьми!  А в таблице 2 такие данные есть.

Б. Вопросы, требующие использования таблицы 2.

1) назовите родителей Ивановой А.И.

== Многие ответят на этот вопрос правильно. Тем не менее, разберите этот вопрос, как это сделано при разборе демо-варианта

2) назовите фамилию и инициалы отца Ивановой А.И.

=== В дополнение к уже сделанному нужно использовать поле «Пол».

3) назовите фамилию и инициалы отца Цейс Н.А.

4) назовите фамилию и инициалы матери Петренко И.Т.

=== Ответ: по таблицам 1 и 2 установить нельзя.

Ловушка: Иванова А.И – не мать, а дочь.  Разберите эту ситуацию.

 2). Многоходовки.           Если дети освоились с «одноходовками», переходите к многоходовкам.

1) Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И

=== Это задача из демо. Разберите ее!

2) Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы внука Петренко И.Т.

=== Эта задача, по сути, такая же, как и предыдущая. Но решать ее немного сложнее. В демо-версии нужно по ребенку определить его родителей. Строки в таблице 2 упорядочены по ID ребенка, что облегчает поиск строк, соответствующих нужному ребенку. Строки, соответствующие нужному родителю (это требуется во второй задаче) идут «вразбивку». Нужен полный просмотр таблицы. Обратите на это внимание учеников.

3) При удачном стечении обстоятельств, ученики все поняли.

Если нет – порешайте с ними подобные задачи (см. ниже).

В. В заключение несколько общих соображений (вне прямой связи с ЕГЭ).

1. Полезно сформировать понимание принципиальной необходимости  использования нескольких таблиц в БД. Нужно показать неудачность  однотабличного представления в стиле

 

Фамилия_И.О. Пол  Отец Мать Супруг Ребенок
Иванов Т.М. М ... ... ...

Тут же нужно показать, что необходимость использования уникального идентификатора (ключа), продиктована практическими соображениями.  Следует показать негодность выбора в качестве ключа поля «Фамилия_И.О.» и другой неидентифицирующей информации (номер паспорта, дата рождения, номер телефона и т.д.).

             Придумывайте свои подходы и пробуйте их!

 

            3.  Рекомендации для учеников: как решать подобные задачи

            1. Прочитайте условие задачи. Определите идентификатор человека, упоминаемо в условии, найдите идентификаторы людей, находящихся с пим в отношениях, указанных в условии задачи.

2. Обращайте внимание на дополнительные сведения в базе данных, которые могут ограничить круг нужных персонажей (например, бабушка должна в столбце «Пол» иметь букву «Ж»).

3. Инициалы и фамилии не играют никакой роли для определения родства. Теоретически, у Петрова Н.М. может быть сын Иванов В.П. Это может получиться из-за усыновления, смены фамилии, имени или отчества. Поэтому все сведения о родстве следует брать только из предназначенной для этого таблицы.

 Удачи!

 
 

0 Comments

Оставьте коммент первым.

 
 

Что думаете?

 




 
 

 
 
Яндекс.Метрика